Маркетинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. Более кратко, маркетинг — деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. Это сложный вариант.
Можно сказать проще. Маркетинг - это наука, позволяющая удовлетворить потребность целевой аудитории, «не прогореть» и получить прибыль производителю/посреднику. Роль маркетинга — обнаружить неудовлетворенные нужды людей и предложить новые привлекательные решения.
Держится на трех китах
1. Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή «душа; характер»; λόγος «учение») – изучение целевой аудитории. Чего хочет человек, какие эмоции в нем нужно побудить, что бы он совершил нужное нам целевое действие, на каком языке (сленге) общаться. Ступень в пирамиде А. Маслоу (человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах). Цель покупки или проблема (зачем наш товар/услуга):
- основные и дополнительные факторы принятия решения (что влияет на покупку); возражения и барьеры в сознании (что мешает купить), поведенческие факторы (периодичность приобретения и использования, необходимость или желание, этап клиентского пути и т.д.)
- Психологические признаки (на что делать акцент): мотивация приобретения (выделиться, самоутвердиться, следовать тренду, удобство и комфорт, забота и т.д.), жизненные ценности (саморазвитие, признание, стабильность, семья, положение в обществе, здоровье), повод к покупке (бытовой или особенный случай, дата и т.д.), главные выгоды от покупки (качество, сервис, экономия) и т.д.
- Нерешенные проблемы и страхи.
2. Коммуникация – обмен информацией и смыслом с использованием различных технических или природных средств, в зависимости от того, что доступно или предпочтительно. Поэтому нам важно знать интересы целевой аудитории и где ее можно найти для донесения информации с помощью текстов, видео, инфографики, графики, схем, цветов понятным и привычным языком.
3. Аналитика.
- Предварительное прогнозирование и планирование будущих результатов на основе прошлых и настоящих данных или выдвижение гипотез, если данных по каким-то причинам нет (например, стартап, не было сбора статистики, планируется вход в новые каналы продвижения и сбыта). Чем качественнее предварительный анализ и прогноз, тем больше вероятность, что выдвинутые гипотезы сработают и принесут доход после реализации проекта (но помним про форс-мажоры).
- Анализ и синтез полученных статистических данных по проекту. Позволяет определить что идет не так, что нужно скорректировать, что идет хорошо, что нужно улучшить. Без анализа невозможно узнать - правильно ли работает тот или иной процесс, установить причинно-следственные связи между полученным результатом и причиной почему получился именно такой результат.
ВАЖНО! Интернет-маркетинг – одна из самых динамичных и быстроразвивающихся сфер.
Той самой «одной кнопки» не создать. Одни методы и инструменты устаревают, появляются и исчезают новые каналы, площадки, инструменты, форматы. Меняются ниши, состав конкурентов. Меняется аудитория и ее предпочтения и проблемы. Приходится искать новые подходы к продвижению и пересматривать стратегию.